1. Работа иностранной страховой компании в России
Законодательные нормы и международные соглашения России Обоснования Резюме по разделу
1.1. Иностранная страховая компания (ИСК) может работать в России только в качестве учредителя в совместной компании с российскими учредителями. При этом 51 процент уставного капитала должен принадлежать российским учредителям. Закон РФ О страховании ст. 6. п. 1 4015-1 27.11.92г. Постановление ВС РФ п. 5 4016-1 27.11.92г. (1). 1. Законодатель закрыл российский страховой рынок от ИСК в целях государственного протекционизма, т.к. во-первых, в пору его становления российские
СК были малочисленны, значительно уступали ИСК по количеству и качеству страхового продукта, во-вторых, налоговые льготы ИСК были непреодолимым барьером для развития российских компаний;
в-третьих, государство поставило барьер на перетоках капитала через границу и административно управляет этим перетоком
1.2. ИСК, как налогоплательщик, в случае работы в России будет подчиняться поавилам международного договора России по налогообложению. Закон РФ РСФСР О налогообложении доходов от страховой деятельности 2008-1 13.12.91г. ст.9 Договора и обязательства по вопросам налогообложения {2}.
1.3 ИСК сохраняет свои налоговые льготы в России согласно общепринятых норм международного права и специальных соглашений РФ или бывшего СССР с другими странами. См. выше
1.4 Соглашением установлено, что через 5 лет после его подписания не будут вводиться новые, и продлеваться существующие ограничения. Это будет способствовать прямым инвестициям компаний и физических лиц из Европейского Союза, а также репатриации из России таких инвестиций и доходов от них. Соглашение о Партнерстве и Сотрудничестве между Европейским Союзом и Российской Федерацией от 24.06.94г.{3}. 2.В настоящее время экономическое развитие ставит задачи качественного роста российского страхового бизнеса, что, во-первых, без конкуренции с ИСК невозможно; во-вторых, инвестирование зарубежного капитала в Россию возможно только при наличии обратного его движения за рубеж; в-третьих, наряду с банками, страховые компании должны стать мощным финансовым насосом именно для капитала населения страны; в-четвертых, мировая практика доказала, что страховые компании являются мощным и надежным аккумулятором капитала для возмещения ущерба стихийного и техногенного происхождения.

3.Согласно {3} в настоящее время запрета на работу ИСК в России в качестве зарегистрированных юридических лиц и налогоплательщиков нет, однако на согласовании находится рассмотренный и утвержденный Госдумой РФ еще летом 1999г. проект закона об ограничении деятельности ИСК на территории РФ.


4.В настоящее время работа ИСК без статуса юридического лица в России с российскими страхователями-гражданами РФ не влечет нарушений действующего законодательства, т.к. нет зарегистрированного юридического лица, нет и субъекта, нарушающего закон.

5.Фактическая работа SI на территории России не имеет нарушения законодательства, так как:
а) представительство SI без статуса юридического лица не может быть страховым брокером и подчиняться требованиям {8}.
б) на работу SI не распространяются нормы{8}, а именно: регистрация и контроль Госстрахнадзора, контроль за уставным фондом, кадровые требования к персоналу страхового брокера.
1.5 Россия предоставит банкам из государств ЕС режим работы отечественных банков. См. выше
1.6 Большинство исключений из национального режима будет отменено через 5 лет после вступления соглашения в силу. То же
1.7 Аналогичные рамки устанавливаются и для деятельности страховых компаний. Гражданский Кодекс Российской Федерации, часть 1 ст..55 и 182 {4}.
О Государственной Регистрационной Палате при Минэкономики РФ, Постановление Правительства РФ 655 от 06.06.94г.{5}.
1.8 По действующему законодательству {4,5} в настоящее время ИСК может работать в России через Представительство, страховых агентов и страховых брокеров их числа граждан России, т.е. через субъектов, не являющихся юридическими лицами. Фактически, сейчас в России ИСК представлены через зарубежного страхового брокера: О совершенствовании работы с иностранными инвестициями . Указ Президента РФ 1466 от 27.09.93г.{6}.

Закон РСФСР О налоге на прибыль предприятий и организаций 2116-1 от 27.12.91г. {7}.
1.8.1.Представительство SI Save Invest аккредитовано при ТПП в Москве 03.02.987г. на 2 года. Временное положение о порядке ведения реестра страховых брокеров, осуществляющих свою деятельность на территории РФ. Приказ Росстрахнадзора 02-02/03 от 09.02.95г. {8}
1.8.2.Представительство SI Save Invest согласно {4}:
а) не является юридическим лицом , не имеет права вести и не ведет самостоятельную коммерческую деятельность;
б) имеет правоотношения только с SI Save Invest;
в) может участвовать от имени SI в имущественных спорах, переадресуя их непосредственно в SI;
г) может выполнять информационно-консультационные услуги.
1.8.3. Представительство в случае регистрации в России налогоплательщиком согласно{7} будет иметь налогообложение и льготы по нему , согласно международных договоров РСФСР и бывшего СССР, если правила последних отличаются от правил {7}.

2. Работа страховых брокеров (консультантов) в России в пользу ИСК.
Законодательные нормы и международные соглашения России Обоснования Резюме по разделу
2.1. Согласно (1) на страховом рынке могут работать физические лица в качестве страховых агентов и страховых брокеров по оказанию посреднических страховых услуг. Консультанты, работая в России, имеют иностранного работодателя, минуя представительство СИ в России, т.к. договора СИ заключаются за пределами России.

2.2. Право гражданина России работать в зарубежной компании подтверждается следующими положениями в (10, 11, 12):
а) правом свободно пересекать границы России и выбирать трудовую деятельность, свободно использовать свое имущество и способности для экономической деятельности, не запрещенной законом;
б) свободно получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом;
в) правила международного договора России являются приоритетными перед отечественными нормами


2.3. Если гражданин России имеет зарубежного работодателя, то в случае регистрации последнего в России в качестве юридического лица, трудовые отношения регулируются законами России, если указанной регистрации нет и договор найма (сотрудничества, поручения и т. п.) заключен вне пределов России, то применяются международные соглашения России при регулировании вопросов труда и его оплаты, налогообложения, социальной защиты и т.п.
Сравнительный анализ регламента страховых посреднических услуг, выполняемых" физическими лицами ниже в приложении к данному разделу.
Договор о сотрудничестве (GUS) (9).
Конституция Российской Федерации от 12.12.93 г. (10).
Декларация прав и свобод человека и гражданина (11).

Всеобщая декларация прав человека от 10.12.48г.(12).
1. До 1999 г. Росстрахнадзору нет оснований требовать регистрации консультантов в качестве страховых брокеров, т.к. формально (см. раздел 1 данного анализа) ИСК на страховом рынке в России не работает. Но после легализации в России ИСК регистрация консультантов станет неизбежной.

2. После 1999 г. фирме СИ, возможно, придется выдавать справки о страховом стаже своих консультантов и эту обязанность СИ желательно указать в договоре с консультантом.

3. Основополагающими законами прямого действия в (10,11,12) гражданину России дано право на предпринимательскую деятельность, включая зарубежные компании с местом их пребывания за пределами России.

4. По своему статусу консультант в договоре СИ полностью отвечает нормам ГК РФ для коммерческого посредника и регламенту страхового брокера по (8), кроме регистрации в качестве предпринимателя и профессиональных требований

5. Следовательно, с позиции ГК РФ работу консультанта можно приравнять к действиям коммерческого посредника в одном варианте и к работе страхового брокера во втором варианте

6. При легализации ИСК в России последует регистрация консультантов в качестве страховых брокеров, т. е. в качестве индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица при наличии экономического или юридического образования и стажа финансовой или страховой работы не менее 3 лет

7. С позиции предстоящей регистрации в России консультантов в качестве страховых брокеров в приложении (9) изложены рекомендуемые дополнения и изменения к договору о сотрудничестве консультанта с фирмой СИ


Приложение к разделу 2


Сравнителый анализ регламента посреднических услуг, выполняемых физическими лицами в пользу страховых компаний.
Показатели регламента По закону "0 страховании" По гражданскому кодексу РФ (ст. 182 и 55) По договору о сотрудничестве Консультанта с фирмой СИ (9)
Страховой агент Страховой брокер Представитель Коммерческий посредник
1. Субъект Физическое лицо и юридич. лицо Физическое лицо и юридич. лицо Физич. лицо Физич. Лицо Только физическое лицо - гражданин страны по разрешению СИ.
2. Деловой статус Работа по найму, по договорам ГК Предприниматель без образования юрид. лица Нет требований Нет требований
3. Регистрация деятельности Не требуется Требуется административная и в Росстрахнадзоре Не требуется Не требуется
4. Выполнение страховых услуг 1. От имени страховщика.
2. По поручению страховщика.
3. Полномочия установлены (инструкция, доверенность).
1. От своего имени.
2. По поручению страховщика или страхователя.
3. Без полномочий.
4.1. От имени страховщика.
4.2. По поруч. страховщика.
3. Полномочия установлены.
1. От своего имени.
2. В интересах 2-х сторон.
3. Без полномочий.
1. От своего имени.
2.В интересах 2-х сторон.
3. Без полномочий.
5. Профессиональные требования Нет К образованию и стажу работы Нет Нет Нет

3. Добровольное страхование граждан России в ИСК
Законодательные нормы и международные соглашения России Обоснования Резюме по разделу
3.1. Согласно (4) добровольное страхование жизни и здоровья гражданин определяет самостоятельно.

3.2 Согласно (10) государством поощряется добровольное социальное страхование и создание дополнительных форм социального обеспечения

3.3 Согласно (12) каждый человек имеет право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурных областях через посредство национальных усилий и международного сотрудничества
Гражданский кодекс РФ часть 2 ст. 935 (4)
Конституция Российской Федерации от 12.12.93г. ст. 39(10).
Всеобщая декларация прав человека от 10.12 48 г. ст. 22(12).
Декларация прав и свобод человека. Принята ВС РСФСР 22 1991 г. ст. 26(11)
1. Необходимость личного страхования жизни, здоровья и имущества, а также выбор страховщика, включая ИСК, - дело каждого гражданина и его право.
2. Гражданин лично принимает решение, рискует своим имуществом (деньгами) и лично отвечает за этот риск
3. В случае легализации ИСК в России государство в качестве защитной меры через лицензирование будет предъявлять стандарты (требования) к иностранному страховому продукту, хотя сегодня эти стандарты не определены законодательно даже к российскому страховому продукту.
4. На сегодня в России нет государственных стандартов к долгосрочному личному страхованию, кроме государственной пенсии, которая по результатам трудовой деятельности (стажа и заработной платы) не обеспечивает жизненный уровень выше прожиточного минимума.
5. При неспособности государства обеспечить достойную старость, гражданин вправе и обязан сам позаботиться о накоплении капитала для достойного дожития, после прекращения по различным причинам трудовой деятельности.
6. Существующая ненадежная, низко доходная государственная пенсионная система, неразвитый отечественный рынок добровольного личного страхования на фоне экономической и политической нестабильности объективно создают хорошие перспективы для работы ИСК в России, и они уже начали работать через своих консультантов, и запреты в этом объективном процессе бесполезны. Государство только может мягко регулировать инвестирование страхового капитала ИСК на территории РФ

4. Движение валютных средств через границу России.
Законодательные нормы и международные соглашения России Обоснования Резюме по разделу
4.1. Перевод иностранной валюты страхователем в зарубежный банк на счет страховщика (ИСК) допускается согласно (13, 14) без специального разрешения Центробанка из любого уполномоченного банка на территории России.

4.2. При указанных выше переводах (или оплаты страхового взноса в валюте РФ) страхователь должен иметь валютный счет в банке: в будущем порядок будет упрощен и разовая сумма в пределах 2000 долларов США может быть переведена без открытия валютного счета.

4.3. При провозе валюты лично через границу, на таможне необходимо предоставлять справку банка о покупке валюты в России, а при сумме свыше 10000 долларов США необходимо иметь и налоговую декларацию об уплате налога с дохода до покупки валюты.

4.4. При получении страхователем (или его наследником) страховых выплат, последние могут быть страховщиком по письменному распоряжению получателя:
а) зачислены на счет зарубежного банка;
б) зачислены на счет банка в России;
в) переведены страховщиком на открытие другой страховой или пенсионной программы в данной или в другой ИСК.
Закон РФ "0 валютном регулировании и валютном контроле" 3615-1 от 9.10.92 г. ст. 5, ст. 6(13).
Постановление ВС РФ "0 введении в действие закона РФ "0 валютном регулировании и валютном контроле", 3617-1 от 9.10.92 г. (13).
Положение об изменении порядка проведения в РФ некоторых видов валютных операций Центробанком РФ 39 от 24.04.96 г. (14).
1. Все перечисленные операции с валютой относятся к текущим валютным операциям согласно (13), которые регламентируются решениями Центробанка РФ, кроме вопросов, связанных с инвестированием капитала (валютные операции связанные с движением капитала), последние решаются согласно (6) только указами президента или законами РФ.
2. Открыть валютный Счет в зарубежном банке резидент может только на Основании соответствующих Решений Центробанка по данному виду операций.
3. Несоблюдение резидентами статей 2-8 по текущим валютным операциям в (13) может повлечь признание сделки недействительной с изъятием валюты по ней в доход государства в судебном порядке.

5. Налогообложение страховых брокеров, консультантов ИСК и страхователей.
Законодательные нормы и международные соглашения России Обоснования Резюме по разделу
5.1. Страховые брокеры, консультанты ИСК, получающие доход в России, вне зависимости от гражданства, если они прожили в России в отчетном году по совокупности более 183 дней, являются плательщиками подоходного налога в России, согласно положений (ст. 1 и 2 в 15).

* 5.2. Страхователи - физические лица не включают в налогооблагаемый доход суммы страховых выплат, получаемые по договорам:
- добровольного долгосрочного страхования жизни (на срок более 5 лет), включая добровольное пенсионное страхование;
- добровольного имущественного страхования;
- в возмещение вреда жизни, здоровью и медицинских расходов страхователей или застрахованных лиц.

" 5.3. В случае досрочного прекращения договора добровольного долгосрочного страхования жизни (до исчисления 5 лет), заключенного юридическим лицом в пользу своих работников, суммы, получаемые физическим лицом, подлежат налогообложению у источника их выплат в размере разницы между страховой выплатой и страховым взносом. Аналогичный порядок действует и для договора между страховщиком и физическим лицом.

* 5.4. Суммы страхового обеспечения по договорам добровольного долгосрочного страхования жизни (добровольного пенсионного страхования), причитающиеся выгодоприобретателю (наследнику, по страховому полису или по закону) в случае смерти страхователя - не подлежат налогообложению.

5.5. Законодатель освободил от уплаты подоходного налога (ст. 3 в 15) следующие выплаты физическому лицу:
а) пособия по государственному социальному страхованию и социальному обеспечению;
б) все виды пенсий по государственному пенсионному законодательству;
в) дополнительные пенсии на условиях добровольного страхования;
г) пенсии из негосударственных пенсионных фондов.

5.6. Страховая премия (взнос) по договорам накопительной программы и страховой защиты на случай потери трудоспособности могут оплачиваться юридическим лицом (работодателем) в пользу страхователя (физического лица), как правило, из прибыли после уплаты налога на прибыль и подоходного налога при этом действуют следующие льготы:
а) относить на себестоимость в пределах 1 процента валовой выручки взносы по добровольному страхованию от несчастных случаев и болезней наряду с другими видами добровольного страхования(16);
* б) освобождаются от начисления взносов в пенсионный фонд РФ (пункт 19 в 18) страховые платежи по договорам личного страхования, заключаемых исключительно на случай наступления смерти застрахованного или утраты застрахованным трудоспособности в связи с производством;
в) освобождается от начисления взносов в пенсионный фонд РФ (пункт 20 в 18) платежи в пределах по году 24 кратного размера гос. мин. з/платы по договорам с негосударственными пенсионными фондами и страховыми организациями со сроком действия 5 и более лет и предусматривающие выплаты сумм в случае установления застрахованному инвалидности и (или) достижения им пенсионного возраста, установленного в РФ.
Закон РФ "0 подоходном налоге с физических лиц" 1999-1 OT07.12.91г. (15).



Изменения и дополнения 4 Инструкции 35 от 29.06.95г. ГНС РФ "По применению закона РФ "0 подоходном налоге с физических лиц"
Письмо ГНС РФ от 27.03.97 г.(17) пункт Ф).


То же




То же



Закон РФ "0 подоходном налоге с физических лиц" 1999-1 от07.12.91г. (15).
1. Указанные лица обязаны декларировать свой доход в отчетном году и уплачивать с него подоходный налог, а страховые брокеры платить с дохода и страховые взносы в пенсионный фонд России.
* 2. Для выполнения выше указанного требования фирма СИ должна документально подтверждать сумму дохода брокера (консультанта) в отчетном году, на основании которой будет исчисляться налог.
* 3. Если накопительная программа ИСК и страхование от потери трудоспособности будут приравнены в России к договору добровольного страхования имущества и к договору возмещения вреда здоровью, то применимы положения пункта 5.2.
4. Если указанная выше тождественность договоров ИСК с договорами в России не будет признана, то налогообложению у источника выплат по ставке 15 процентов подлежит разность между суммой уплаченных взносов и суммой страховой выплаты из расчета Ставки рефинансирования ЦБ на дату заключения договора. Если учесть, что указанная ставка ЦБ была в 1996 г.48 процентов и в 1997 г.-24 процента годовых, то за 10-летний срок сумма уменьшения будет считаться с 480 процентов в одном случае и 240 процентов в другом случае. Учитывая, что ИСК за 10-летний срок начисляет в среднем 50-60 процентов от суммы взноса, то под налог будет попадать минусовая разность.
5. Льгота по подоходному налогу для физических лиц не действует в случае уплаты страховых взносов за них Работодателем (юридическим лицом).
6. Указанные льготы по подоходному налогу могут быть применены в случае перевода результатов накопительной программы в пенсионную ренту.
*7. Льгота по п.5.6 а, 5.6 б, 5.6 в, для юридического лица применима для случая включения в накопительную программу страховой защиты, т.е. отсутствия отдельных взносов по накопительной программе и по страховой защите. Кроме того, льгота применима в тот платежный период, когда юридическое лицо не будет иметь задолженности по платежам в пенсионный фонд РФ по прочим начислениям.
8. Льгота по налогообложению страховых выплат физическим лицам, их наследникам, частичные льготы для плательщиков взносов, юридических лиц, - это первые шаги по повышению конкурентоспособности российского страхового продукта накануне открытия страхового рынка России перед ИСК; это начало реализации обязательств России перед Европейским Союзом, принятых 24.06.94 г. и указанных в (3).

6. Перечень нормативных актов.

1. Закон Российской Федерации О страховании 4015-1 17.11.92г.

2. Закон РСФСР "О налогообложении доходов от страховой деятельности 2028-1 13.12.91 г.

3. Соглашение о Партнерстве и Сотрудничестве Европейским Союзом и Российской Федерации 24.06.1994 г.

4. Гражданский кодекс РФ часть 1 ст. 55, 182; часть II ст. 935.

5. О государственной регистрационной палате при Министерстве экономики Российской Федерации. Постановлении Правительства РФ 655 6.06.94 г.

6. О совершенствовании работы с иностранными инвестициями Указ Президента РФ 146627.09.93г.

7. Закон РСФСР О налоге на прибыль предприятий и организаций 2116-1 27.12.91 г. ст. 12 Специальные положения.

8. Временное положение о порядке ведения реестра страховых брокеров, осуществляющих свою деятельность на территории РФ. Приказ Рострахнадзора 02-02/03 09.02.95 г.

9. Договор о сотрудничестве (GUS). Рекомендуемые дополнения и изменения.

10. Конституция Российской Федерации от 12.12.93 г. ст. 15 п. 4, ст. 29 п. 4, ст. 27 п. 2, ст. 34, ст. 37 п. 1..СТ. 39.

11. Декларация прав и свобод человека и гражданина принята ВС РСФСР 22.11.96 г ст. 1, ст. 12, ст. 13, ст. 22, ст. 23, ст. 26.

12. Всеобщая декларация прав человека от 10.12.48 г. ст. 13, ст. 19, ст. 22, ст. 23, ст. 25.

13. Закон РФ О валютном регулировании и валютном контроле . 3615-1 9.10.92 г. Постановлении ВС РФ О введении в действие закона РФ О валютном регулировании и валютном контроле 3617-1 9.10.92г.

14. Положение об изменении порядка проведения в РФ некоторых видов валютных операций 39 24.04.96 г. Центральный банк РФ.

15. Закон РФ О подоходном налоге с физических лиц 1999-1 07.12.91 г.

16. О первоочередных мерах по развитию рынка страхования в РФ. Постановлением Правительства 1387 22.11.96 г.

17. Изменения и дополнения 4 Инстанция ГКС РФ Ms 35 от 29.06.95 г. По применению закона РФ О подоходном налоге с физических лиц письмо ГНС РФ от 27.03.97 г.

18. Перечень выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Пенсионный фонд РФ. Постановление Правительства РФ 546 7.05.97 г.

19. Перечень международных соглашений РФ по вопросам налогообложения.

Статья 14. Ответственность за нарушение валютного законодательства

1. Резиденты, включая уполномоченные банки, и нерезиденты, нарушившие положения статей 2-8 настоящего Закона, несут ответственности в виде:

а) взыскания в доход государства всего полученного по недействительным в силу настоящего Закона сделкам;

б) взыскания в доход государства необоснованно приобретенного не по сделке, а в результате незаконных действий.

2. Резиденты, включая уполномоченные банки, и нерезиденты за отсутствие учета валютных операций, ведение учета валютных операций с нарушением установленного порядка, непредставление или несвоевременное представление органам и агентам валютного контроля документов и информации в соответствии с пунктом 2 статьи 13 настоящего Закона несут ответственность в виде штрафов в пределах суммы, которая не была учтена, была учтена ненадлежащим образом или по которой документация и информация не были представлены в установленном порядке. Порядок привлечения к ответственности в случаях, предусмотренных настоящим пунктом, устанавливается Центральным банком Российской Федерации в соответствии с законами Российской Федерации.

3. При повторном нарушении указанных в настоящей статье положений, а также за невыполнение или ненадлежащее выполнение предписаний органов валютного контроля резиденты, включая уполномоченные банки, и нерезиденты несут ответственность в виде:

а) взыскания в доход государства сумм, указанных в пункте 1 настоящей статьи, а также штрафов в пределах пятикратного размера этих сумм, осуществляемого Центральным банком Российской Федерации в соответствии с законами Российской Федерации;

б) постановления действия или лишения резидентов, включая уполномоченные банки, или нерезидентов выданных органами валютного контроля лицензий и разрешений;

в) других санкций, установленных законодательством Российской Федерации.

4. Взыскание упомянутых в настоящей статье сумм штрафов и иных санкций производится органами валютного контроля, в том числе по представлению агентов валютного контроля, с юридических лиц - в бесспорном порядке, а с физических лиц - в судебном

Приложение 13

Закон Российской Федерации. 3615-1 9.10.92 г.

О валютном регулировании и валютном контроле

Настоящий Закон определяет принципы осуществления валютных операций в Российской Федерации, полномочия и функции органов валютного регулирования и валютного контроля, права и обязанности юридических и физических лиц в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, ответственности за нарушение валютного законодательства.

Раздел 1. Общие положения

Статья 1. Основные понятия

Понятия, используемые в настоящем Законе, означают следующее:

1. Валюта Российской Федерации

а) находящиеся в обращении, а также изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену рубли в виде банковских билетов (банкнот) Центрального банка Российской Федерации и монеты;

б) средства в рублях на счетах в банках и иных кредитных учреждениях в Российской Федерации;

в) средства в рублях на счетах в банках и иных кредитных учреждениях за пределами Российской Федерации на основании соглашения, заключаемого Правительством Российской Федерации и Центральным банком Российской Федерации с соответствующими органами иностранного государства об использовании на территории данного государства валюты Российской Федерации в качестве законного платежного средства.

2. Ценные бумаги в валюте Российской Федерации - платежные документы (чеки, векселя, аккредитивы и другие), фондовые ценности (акции, облигации) и другие долговые обязательства, выраженные в рублях.

3. Иностранная валюта :

а) денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным платежным средством в соответствующем иностранном государстве или группе государств, а также изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену денежные знаки;

б) средства на счетах в денежных единицах иностранных государств и международных; денежных или расчетных единицах.

4. Резиденты :

а) физические лица, имеющие постоянное местожительство в Российской Федерации, в том числе временно находящиеся за пределами Российской Федерации;

б) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, с местонахождением в Российской Федерации;

в) предприятия и организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, с местонахождением в Российской Федерации;

г) дипломатические и иные официальные представительства Российской Федерации, находящиеся за пределами Российской Федерации;

д) находящиеся за пределами Российской Федерации филиалы и представительства резидентов, указанных в подпунктах б и в настоящего пункта.

5. Нерезиденты :

а) физические лица, имеющие постоянное местожительство за пределами Российской Федерации, в том числе временно находящиеся в Российской Федерации;

б) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, с местонахождением за пределами Российской Федерации;

в) предприятия и организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, с местонахождением за пределами Российской Федерации;

г) находящиеся в Российской Федерации иностранные дипломатические и иные официальные представительства, а также международные организации, их филиалы и представительства;

д) находящиеся в Российской Федерации филиалы и представительства нерезидентов, указанных в подпунктах б и в настоящего пункта.

Статья 5. Счета резидентов в иностранной валюте

1. Резиденты могут иметь счета в иностранной валюте в уполномоченных банках. Иностранная валюта, получаемая предприятиями (организациями) - резидентами, подлежит обязательному зачислению на их счета в уполномоченных банках, если иное не установлено Центральным банком Российской Федерации.

2. Резиденты могут иметь счета в иностранной валюте в банках за пределами Российской Федерации в случаях и на условиях, устанавливаемых Центральным банком Российской Федерации.

3. Порядок открытия и ведения уполномоченными банками счетов резидентов в иностранной валюте устанавливает Центральный банк Российской Федерации.

Статья 6. Валютные операции резидентов в Российской Федерации

1. Текущие валютные операции осуществляются резидентами без ограничений.

2. Валютные операции, связанные с движением капитала, осуществляются резидентами в порядке, устанавливаемом Центральным банком Российской Федерации.

3. Резиденты имеют право без ограничений переводить, ввозить и пересылать валютные ценности в Российскую Федерацию при соблюдении таможенных правил.

Порядок обязательного перевода, ввоза и пересылки в Российскую Федерацию иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте, принадлежащих резидентам, устанавливает Центральный банк Российской Федерации.

Порядок обязательного ввоза и пересылки в Российскую Федерацию драгоценных металлов, природных драгоценных камней, а также жемчуга, принадлежащих резидентам, определяет Правительство Российской Федерации.

4. Резиденты имеют право продавать иностранную валюту за валюту Российской Федерации на внутреннем валютном рынке Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 4 настоящего Закона.

6. Физические лица - резиденты имеют право переводить, вывозить и пересылать из Российской Федерации ранее переведенные, ввезенные или пересланные в Российскую Федерацию валютные ценности при соблюдении таможенных правил в пределах, указанных в декларации или ином документе, подтверждающем их перевод, ввоз или пересылку в Российскую Федерацию.

7. Порядок вывоза и пересылки резидентами из Российской Федерации валютных ценностей, за исключением случаев, указанных в пункте 6 настоящей статьи, устанавливает Центральный банк Российской Федерации совместно с Государственным таможенным комитетом Российской Федерации.

9. Текущие валютные операции :

а) переводы в Российскую Федерацию и из Российской Федерации иностранной валюты для осуществления расчетов без отсрочки платежа по экспорту и импорту товаров, работ и услуг, а также для осуществления расчетов, связанных с кредитованием экспортно-импортных операций на срок не более 180 дней;

б) получение и предоставление финансовых кредитов на срок не более 180 дней;

в) переводы в Российскую Федерацию и из Российской Федерации процентов, дивидендов и иных доходов по вкладам, инвестициям, кредитам и прочим операциям, связанным с движением капитала;

г) переводы неторгового характера в Российскую Федерацию и из Российской Федерации, включая переводы сумм заработной платы, пенсии, алиментов, наследства, а также другие аналогичные операции.

10. Валютные операции, связанные с движением капитала :

а) прямые инвестиции, то есть вложения в уставный капитал предприятия с целью извлечения дохода и получения прав на участие в управлении предприятием;

б) портфельные инвестиции, то есть приобретение ценных бумаг;

Статья 5. Международные договоры

Если международными договорами РСФСР или бывшего СССР установлены иные правила, чем те, которые содержатся в законодательстве Российской Федерации по налогообложению, то применяются правила международного договора.

Приложение 14.

24 апреля 1996 г. 39

Положение об изменении порядка проведения в Российской Федерации некоторых видов валютных операций

(Утв. приказом 02-94 от 24.04.96 г. Центробанк РФ)

На основании пункта 2 статьи 6, пункта 2 статьи 9 Закона Российской Федерации О валютном регулировании и валютном контроле , пункта 10 статьи 4 Федерального закона О Центральном банке Российской Федерации (Банке России) Центральный банк Российской Федерации устанавливает порядок проведения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами (резидентами и нерезидентами) отдельных видов валютных операций без разрешений Банка России.

1. Общие положения

1. Без разрешений Банка России осуществляются следующие виды валютных операций:

1.1. Переводы иностранной валюты федеральными органами исполнительной власти с их валютных счетов, открытых в уполномоченных банках Российской Федерации, в оплату вступительных и членских взносов Российской Федерации в пользу международных организаций, участником которых является Российская Федерация.

1.2. Переводы резидентами с их валютных счетов, открытых в уполномоченных банках Российской Федерации, в оплату вступительных и членских взносов в пользу международных неправительственных организаций, являющихся нерезидентами.

1.3. Переводы резидентами (юридическими и физическими лицами) иностранной валюты в пользу нерезидентов - организаторов международных симпозиумов, конференций, других международных встреч, а также международных выставок, ярмарок, спортивных соревнований, иных культурных мероприятий, проводимых на территории иностранных государств, за участие резидентов в указанных мероприятиях, за исключением затрат, учитываемых как капитальные вложения в соответствии с правилами бухгалтерского учета соответствующих государств.

1.4. Зачисление резидентами - организаторами международных симпозиумов, конференций, а также других международных встреч, выставок, ярмарок, спортивных соревнований, иных культурных мероприятий на свои валютные счета, открытые в уполномоченных банках, иностранной валюты, полученной от нерезидентов за участие нерезидентов в указанных мероприятиях, за исключением затрат, учитываемых как капитальные вложения в соответствии с правилами бухгалтерского учета Российской Федерации.

1.5. Зачисление резидентами, не являющимися коммерческими организациями, в безналичном порядке на их валютные счета, открытые в уполномоченных банках, иностранной валюты, поступившей от нерезидентов в качестве добровольных и безвозмездных пожертвований.

1.6. Переводы резидентами из Российской Федерации иностранной валюты в счет доплаты страховых взносов (страховых премий) страховщикам - нерезидентам независимо от страхуемого интереса, а также зачисление на валютные счета резидентов в уполномоченных банках Российской Федерации сумм в иностранной валюте в счет оплаты страховых сумм (страхового возмещения) с учетом требований законодательства Российской Федерации о страховании.

1.7. Переводы из Российской Федерации резидентами иностранной валюты в пользу нерезидентов в оплату подписок на иностранные периодические издания.

Приложение 15

Закон РФ О подоходном налоге с физических лиц

1999-17.12.91г.

Статья 4. Устранение двойного налогообложения

Доходы, полученные за пределами РСФСР физическими лицами, имеющими постоянного местожительство в РСФСР, включаются в доходы, подлежащие налогообложению в РСФСР.

Суммы подоходного налога, выплаченные в соответствии с законодательством иностранных государств физическими лицами, имеющими постоянное местожительство в РСФСР. При этом размер засчитываемых сумм налогов, выплаченных за пределами РСФСР, не может превышать сумму налогу, подлежащего уплате этими лицами в РСФСР. Зачет может быть произведен лишь при условии представления физическим лицом заключения об уплате им налога за пределами РСФСР, подтвержденного налоговым органом соответствующего иностранного государства.

Приложение 16

Правительство Российской Федерации.

Постановление от 22.11.96 г. 1387

О первоочередных мерах по развитию рынка страхования в Российской Федерации

В целях создания благоприятных условий для развития страховой деятельности в Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Министерству финансов Российской Федерации совместно с Министерством экономики Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Министерству финансов Российской Федерации совместно с Министерством экономики Российской Федерации и Государственной налоговой службой Российской Федерации в месячный срок подготовить и внести в Комиссию Правительства Российской Федерации по совершенствованию налогового законодательства:

1) предложения о возможности освобождения но налога на прибыль средств, направляемых на уплату страховых взносов по договорам страхования жизни и негосударственного пенсионного обеспечения, заключаемым на срок более 5 лет; предложения по совершенствованию порядка налогообложения российских страховщиков, доля перестрахования которых у иностранных перестраховщиков суммарно превышает 40 процентов сбора страховой премии за истекший год, включающей перестраховочные премии, комиссии и тантьемы, переданные за границу в истекшем году в пользу иностранных перестраховщиков.

2. Межведомственной комиссии Российской Федерации по сотрудничеству с международными финансово-экономическими организациями и Группой семи" рассмотреть в 3-месячный срок вопрос о целесообразности участия международных финансовых организаций в финансировании мероприятий по развитию рынка страхования в Российской Федерации и внести соответствующие предложения в Правительство Российской Федерации.

3. Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороты, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, а также страховых организаций в первом полугодии 1997 г. разработать программу развития страхования и перестрахования рисков от крупных промышленных аварий, катастроф и стихийных бедствий и внести соответствующие предложения в Правительство Российской Федерации.

4. Министерству финансов Российской Федерации представить в месячный срок в Правительство Российской Федерации предложения о внесении изменений в Закон Российской Федерации О налоге на прибыль предприятий и организаций , предусмотрев установление минимального уровня налога на прибыль страховщиков в размере 2 процентов суммы страховых взносов.

5. Изложить подпункт р пункта 2 Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 1992 г. 552 (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1992, 9, ст. 602; Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, 28, ст. 2686), в следующей редакции:

*р) платежи (страховые взносы) по добровольному страхованию средств транспорта (водного, воздушного, наземного), имущества, гражданской ответственности организаций - источников повышенной опасности, гражданской ответственности перевозчиков, профессиональной ответственности, по добровольному страхованию от несчастных случаев и болезней, а также медицинскому страхованию.

Установить, что суммарный размер отчислений на указанные цели, включаемый в себестоимость продукции (работ, услуг), не может превышать 1 процента объема реализуемой продукции (работ, услуг) .

Настоящий пункт вступает в силу с 15 ноября 1996 г.

6. Признак утратившим силу с 15 ноября 1996г.:

пункт 2 постановления Правительства Российской Федерации от 1 июля 1995 г. 661 О внесении изменений и дополнений в Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, 28, ст. 2686);

постановление Правительства Российской Федерации от 21 марта 1996 г. 299 О приостановлении действия некоторых решений Правительства Российской Федерации по вопросу включения в себестоимость продукции (работ, услуг) расходов, связанных с добровольным страхованием (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, 17.CT.1989).

Председатель Правительства Российской Федерации В.ЧЕРНОМЫРДИН

Приложение 17

Государственная налоговая служба Российской Федерации

Письмо от 27 марта 1997 года.

Изменения и дополнения 4 инструкции Государственной налоговой службы Российской Федерации от 29 июня 1995 г. 35 По применению Закона Российской Федерации О подоходном налоге с физических лиц

В соответствии с Федеральный законом от 10 января 1997 г. 11-ФЗ О внесении изменений в Закон Российской Федерации О подоходном налоге с физических лиц в Инструкцию Государственной налоговой службы Российской Федерации от 29 июня 1995 г 35 По применению Закона Российской Федерации О подоходном налоге с физических лиц вносятся следующие изменения и дополнения.

1. В пункте 3 абзац первый излагается в следующей редакции:

Объектом налогообложения у физических лиц, имеющих постоянное местожительство в Российской Федерации, является совокупный доход, полученный в календарном году как на территории Российской Федерации, так и за пределами Российской Федерации как в денежной форме (в валюте Российской Федерации или иностранной валюте , так и в натуральной форме, в том числе в виде материальной выгодны в соответствии с подпунктами н , ф , и я13 пункта 8 настоящей Инструкции

г) подпункт ф излагается в следующей редакции:

(Примечание: действие подпункта ф пункта 8 Инструкции в части налогообложения материальной выгоды распространяется на суммы страховых выплат, производимые по договорам добровольного страхования, заключенным с 22 января 1997 года. Не производится исчисление налогооблагаемой материальной выгоды по совершаемым после 21 января 1997 года операциям по страховым выплатам по договорам добровольного страхования, если такие договора страхования или займа были заключены до 22 января 1997 года. Процентные и страховые выплаты, совершаемые по договорам, срок действия которых продлен после 21 января 1997 года, независимо от даты их первоначального заключения, подпадают под действие настоящих Изменений и дополнений).

ф) суммы страховых выплат, получаемые физическими лицами:

по обязательному страхованию;

по договорам добровольного долгосрочного (на срок не менее пяти лет) страхования жизни (в том числе добровольного пенсионного страхования);

по договорам добровольного имущественного страхования и страхования ответственности в связи с наступлением страхового случая;

в возмещение вреда жизни, здоровью и медицинских расходов страхователей или застрахованных лиц.

Страховые выплаты (возмещения), получаемые физическими лицами по названным договорам, не включаются в их налогооблагаемый доход независимо от того, за счет каких средств были уплачены страховые взносы по ним.

В случае досрочного прекращения договора добровольного долгосрочного страхования жизни (до истечения пятилетнего срока с момента его заключения), заключенного предприятиями, учреждениями, организациями или иными работодателями со страховщиками в пользу застрахованных лиц, выплаты, производимые физическим лицом по таким прекращенным договорам, подлежат налогообложению у источника их выплаты в сумме разницы между страховой выплатой и ранее уплаченным по договору страховым взносом.

Суммы страхового обеспечения по договорам добровольного долгосрочного страхования жизни (добровольного пенсионного страхования), причитающиеся выгодоприобретателю в случае смерти физического лица - страхователя, не подлежат налогообложению.

В остальных случаях, если суммы страховых выплат по договорам добровольного страхования окажутся больше сумм, внесенных физическими лицами в виде страховых взносов, увеличенных страховщиками на сумму, рассчитанную исходя из ставки рефинансирования, установленной банком России на момент заключения договора страхования, то материальная выгода в виде разницы между этими суммами подлежит налогообложению у источника выплаты отдельно от других видов доходов по ставке 15 процентов.

В таком же порядке подлежат налогообложению страховые выплаты, производимые физическим лицам, застрахованным за счет собственных средств по договорам добровольного долгосрочного (на строк не менее пяти лет) страхования жизни (в том числе добровольного пенсионного страхования) в связи с досрочным (до истечения пятилетнего срока с момента его заключения) расторжением договора.

Сумма материальной выгоды, подлежащая налогообложению у источника выплаты по ставке 15 процентов, и сумма налога, начисленного и удержанного с такой выгоды, отражается источником выплаты дохода в налоговых карточках, заполняемых по форме, предусмотренной приложении 7 к настоящей Инструкции.

Представление налоговым органам сведений о суммах полученной физическими лицами материальной выгоды и удержанного налога страховыми организациями не производится.

Суммы страховых выплат физическим лицам, застрахованным за счет средств предприятий, учреждений, организаций или иных работодателей, производимые в других, помимо перечисленных в части первой настоящего подпункта случаях, облагаются подоходным налогом у источника их выплаты в сумме разницы между страховой выплатой и ранее уплаченным по договору страховым взносом. О суммах страховых выплат и удержанного налога страховщики в общеустановленном порядке представляют налоговым органам сведения по форме, предусмотренной в приложении 3 к настоящей Инструкции.

Если же условиями договора предусмотрено, что страховое возмещение перечисляется страхователю, который и выплачивает его физическим лицам, то удержание налога производится указанным страхователем, являющимся источником выплаты.

Во всех случаях суммы страховых взносов подлежат налогообложению в составе совокупного годового дохода, если они вносятся за физических лиц из средств предприятий, учреждений, организаций или иных работодателей, за исключением случаев, когда страхование своих работников производится работодателями в обязательном порядке в соответствии с законодательством и по договорам добровольного медицинского страхования при отсутствии выплат застрахованным физическим лицам.

Налогообложение страховых взносов производится предприятием, учреждением, организацией или иными работодателями, перечисляющими собственные средства по договору добровольного страхования в пользу застрахованных физических лиц в общеустановленном порядке.

Приложение 18

Утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 мая 1997 г. 546

Перечень выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации

18. Суммы страховых платежей (взносов), уплачиваемых организацией по обязательному страхованию работников.

19. Суммы страховых платежей (взносов), выплачиваемых организацией по договорам добровольного медицинского страхования работников, заключаемым на срок не менее одного года; договорам добровольного личного страхования, заключаемым исключительно на случай наступления смерти застрахованного или утраты застрахованным трудоспособности в связи с исполнением им трудовых обязанностей, при условии отсутствия у работодателя задолженности по платежам в Пенсионный фонд Российской Федерации и если указанные договоры не предусматривают страховых выплат застрахованным без наступления страхового случая.

20. Суммы страховых платежей (взносов) работодателей, не превышающие в год 24-кратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, выплачиваемые по договорам негосударственного пенсионного обеспечения и договорам негосударственного пенсионного страхования, заключенным с негосударственными пенсионными фондами и страховыми организациями на срок не менее пяти лет и предусматривающим выплаты сумм в случаях установления застрахованному инвалидности и (или) достижения им пенсионного возраста, дающего право на установление государственной пенсии, при условии отсутствия у работодателя задолженности по платежам в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Hosted by uCoz